Центральный вход в монастырь — Святые ворота расположены под Тихвинской церковью со стороны Рождественской (ныне Советской) площади. Если смотреть на обитель от этих ворот, территория ее в плане представляет собой прямоугольник, по сторонам которого расположены монастырские здания и строения. С южной стороны расположен собор Рождества Пресвятой Богородицы, с противоположной стороны от собора — Тихвинская церковь. Восточная и западная стороны монастыря застроены двухэтажными зданиями келлий. Часть сооружений монастыря не видна от Святых ворот, они расположены вокруг Рождественского собора. Самое крупное из них находится с восточной стороны, за Рождественским собором — это настоятельский корпус. Центром архитектурного ансамбля монастыря и всей жизни обители является Рождественский собор.


Собор в честь Рождества Богородицы

Кирпичный собор на высоком подклете, построен 1652–1690 гг. Бесстолпный одноглавый трёхапсидный четверик с обширной одностолпной трапезной и отдельным одноглавым объёмом северного Космодамианского (с 1772 года — Троицкого) придела. В 1817 году шатровая колокольня заменена новой в стиле классицизма. В период 1700–1743 гг. в подклете устроен тёплый храм Алексия, человека Божия, с приделом Димитрия Ростовского (1794). Храм закрыт в 1926 г., передан музею, позже до 1989 года занят городским архивом. В 1960-х при реставрации восстановлено позакомарное завершение фасадов и разобрана колокольня. В 1997 году в сложном техническом состоянии передан верующим. В настоящее время в соборе ведутся реставрационные работы, требуется укрепление фундаментов. В соборе сохранились росписи 1715.

Первые три столетия собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как и все другие строения монастыря, был деревянным. Каменное здание Рождественского собора, самое раннее сооружение в архитектурном ансамбле обители, было построено в конце XVII века. По традиции собор воздвигнут на месте древнего деревянного.

Собор был возведен митрополитом Ростовским Ионой, который в бытность свою Ростовским архиереем (1652–1690) построил не только знаменитый Архиерейский дом, ныне называемый Ростовским Кремлем, но и заменил деревянные соборы ростовских монастырей каменными.

Рождественский собор — один из наиболее стройных и живописных храмов Ростова. Основное здание в плане представляет собой четверик, увенчанный главой луковичной формы. С северной стороны к четверику примыкает придельный храм с одной главой. Он ниже основного здания и меньших размеров.

От западной стены собора идет горизонтально вытянутое здание трапезы. Особую пространственную пластичность всему комплексу придают разные уровни крыш самого храма, придела, абсид и трапезы. Стены основного здания храма завершаются декоративной аркатурой с килевидной закомарой. Ряд килевидных кокошников украшает барабаны глав четверика и придела. Высокие дымники (печные трубы) над алтарем придела и трапезы естественно входят в общий живописный образ Рождественского собора.

Сегодня купола собора и его придела покрыты белой жестью. Глава собора ук­рашена в виде чешуи благодаря особому креплению листов железа, а также звезда­ми, покрашенными охрой. Тонкие цвето­вые соотношения белых стен собора, светлых жестяных крыш, охры крестов, звезд и подзоров внизу куполов, флюге­ров на дымниках придают дополнитель­ные оттенки убранству храма. В середине XIX века купол собора был покрашен «медянкой», ярким зеленым цветом, купол придела был покрыт белой жестью. В конце XIX века купола пере­красили в синий цвет, после реставрации 1960-х годов главный купол собора украсили золотыми звездами.

В XIX веке в соборе Рождества Пресвя­той Богородицы было четыре престола: два — на первом этаже и два — на втором. Главный престол находился на втором этаже храма. С северной стороны к глав­ному храму примыкал придел во имя Живоначальной Троицы. Со времени пост­роения храма этот придел был освящен во имя мучеников Космы и Дамиана. Уже в середине XVIII века Космо-Дамиановский придел пришел в запустение. Мона­хиня Надежда, в миру Наталия, дочь стольника Ивана Андреевича Дашкова, при своей кончине завещала 1012 рублей на возобновление придела Космы и Да­миана с условием переосвящения его во имя Живоначальной Троицы. Завещание монахини Надежды с благословения Пре­освященного Афанасия было исполнено. Троицкий придел освятили в 1772 год. Иконостас в Троицком приделе был столярной работы, золоченый.

У западной стены Рождественской храма и Троицкого придела располагалась трапезная, своды которой поддерживались одним большим круглым столпом.

Главный храм был расписан в технике фрески, а Троицкий придел, трапезная и паперти украшены живописными панно, выполненными масляными красками. К росписи Рождественского собора при­ступили в 1715 году.

В храме Рождества Пресвятой Богоро­дицы алтарь отделен от помещения церк­ви каменной преградой (как в храмах Ростовского архиерейского дома и в храме Зачатия праведной Анной Пресвятой Бо­городицы в Спасо-Иаковлевском монастыре). Резьба иконостаса, устроенного в 1825 году, позолочена, а гладкие места покрыты краской бирюзового цвета. По левую сторону Царских врат была по­ставлена чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Иконы для но­вого иконостаса написал в 1825 году масляной живописью крестьянин из этого же села Илья Егорович Сокуров. Позоло­та иконостаса выполнена московским зо­лотарем Павлом Савельевичем Волко­вым. В конце XIX века в Рождественском храме был сделан деревянный потолок, который был расписан в 1883 году.

В стене, разделяющей Рождественский храм и Троицкий придел, была дверь, ве­дущая на своды Троицкого храма, где в конце XIX века хранился архив монастыря. Из трапезы был вход в монастырскую ризницу.

На первом этаже Рождественского со­бора в XIX веке было два престола: во имя преподобного Алексия, человека Божия, и святителя Димитрия Ростовского. Планировка храма, придела и трапезы на первом этаже такая же, как и на втором.

Храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, был теплым и впервые назван в монастырских документах в 1743 году. Очевидно, теплым храмом прежде был Космо-Дамиановский при­дел, который запустел после обустройст­ва Алексиевского придела. Первоначаль­но Алексиевский храм был небольшим. В 1743 году по просьбе и на средства де­вицы Анисьи Чекиной, проживавшей в монастыре, по благословению святителя Арсения (Мацеевича), митрополита Рос­товского, площадь храма была увеличена в соответствии с планом Рождественско­го храма на втором этаже здания. Освя­щение перестроенного храма состоялось в 1744 году. Алексиевский храм имел рез­ной, деревянный, покрытый позолотой иконостас, выполненный в 1809 году.

Придел во имя святителя Димитрия находится с северной стороны от Алекси­евского храма. Придел был устроен в 1794 году, в 1849 в нем провели большие ремонтные работы, после чего придел вновь освятили.

Трапеза на первом этаже аналогична трапезе второго этажа: расположена с западной стороны храма, в центре — четырехугольный столб.

На первом этаже перед трапезой нахо­дилась кухня, где в обед и вечером трапезовали все проживавшие в обители. В 1810 году было построено крыльцо, ведущее в собор.

Над папертью, примыкающей к трапе­зе, возвышалась двухъярусная колоколь­ня. Она была построена в 1817 году в сти­ле классицизма: верхний ярус обставлен по углам колоннами, над куполом распо­ложен фонарь с небольшой главкой. Прежняя колокольня на этом месте была шатровая, очевидно, похожая на сохра­нившиеся до наших дней колокольни при Воскресенском и Иоанно-Богословском храмах Ростовского Кремля, построен­ных во второй половине XVII века митрополитом Ионой.

В Х1Х-начале XX века на колокольне Рождественского монастыря было шесть колоколов: 112 пудов 36 фунтов (колокол был куплен вместо разбитого в 1795 го­ду); 30 пудов; 15 пудов; 6 пудов, 2,5 пуда; 2 пуда. В 1889 году на средства купеческой вдовы Елизаветы Дмитриевны Мальгиной на колокольне были поставлены часы, с боем каждую четверть часа. Циферблат часов был виден с северной, западной и восточной сторон.

Каменный Рождественский собор был преемником прежних деревянных соборов, поэтому в нем находились древние иконы и церковная утварь.

Уже в конце XVIII века в стенах Рожде­ственского собора стали появляться тре­щины; их заделали, но это не решило всех проблем. Со временем возникла необхо­димость укрепить стены собора: в 1798 го­ду к стене были пристроены три мощных контрофорса. На протяжении всего XIX века появлялись все новые трещины в сводах и стенах собора. Это было связано, по всей вероятности, с деформацией грунта под основанием собора.

В середине XIX века около соборного храма стояли восемь деревянных домов-келлий, в которых жили на своем иждивении послушницы из дворян. За собором, в юго-восточном углу монастыря, были расположены хозяйственные постройки: каретный сарай, конюшня, хлев для коров, погреб, амбар, баня.

Храм в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы

Второй, теплый храм монастыря был построен в 1841–1847 гг. над северными вратами Рождествен­ской обители. Он был освящен в честь Тихвинской иконы Пре­святой Богородицы. В 1851–1854 гг. к храму была пристроена трапезная с Никольско-Варваринским и Толгским приделами. Церковь представляла собой бесстолпный четверик, завершавшийся декоративным пятиглавием, с декором в русско-византийском стиле. Храм закрыт в 1926, венчание сломано.

Как сообщает описатель Рождественского монастыря протоиерей Аристарх Израилев, побудительным поводом для строительства Тихвинской церкви послужило исцеление у чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы рясофорной послушницы Амфилохии (в миру Екатерины Григорьевны Тихановской).

Екатерина Григорьевна, дочь ростовско­го купца, поступила в монастырь 29 мар­та 1829 года, при постриге в рясофор она получила имя Амфилохия. В монастыре у нее была своя келлия, расположенная рядом с Рождественским собором. 16 ию­ля 1838 года перед всенощной она крепко заснула. Когда ударил колокол, она резко соскочила с дивана, и у нее начались беспрерывные «качания» вперед-назад, повредилась речь, чуть позже отнялась левая рука, а затем, частично, и правая нога.

Болезнь продолжалась почти целый год без всяких изменений к лучшему, и послушница Амфилохия стала впадать в уныние. Однажды ей приснился сон следующего содержания: настоятельница обители игумения Павла (Шатилова) говорит ей, что она должна пойти в церковь и заказать Тихвинской иконе Божией Матери молебен с водоосвящением. На другой день Амфилохия рассказала игумении свой сон, но та не порекомендовала сразу же исполнять совет, данный во сне. Сон повторился еще дважды, после чего с благословения игумении болящую привели в храм, где священник Иоанн Ржевский совершил водосвятный молебен, во время которого над головой Амфилохии читали Евангелие. Затем больную послушницу подвели к Тихвинской иконе. Приложившись к святому образу она увидела многочисленные огненные искры, летевшие от иконы. «Качания», мучившие ее, сразу же прекратились, речь стала более внятной, а со временем она стала совсем здоровой.

Игумения Павла была свидетельницей этого чуда и задумала в благодарность Божией Матери за явленную милость воздвигнуть второй храм в обители в честь Ее Тихвинской иконы. Подготовка к строительству храма началась уже в 1840 году. Церковь была построена по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова (1770–1843).

Основной объем Тихвинского храма представляет собой высокий двусветный четверик. Здание двухэтажное. Русско-византийский стиль (его еще называют «национальный стиль») проявляется в следующих архитектурных решениях: храм пятиглавый, барабан, на котором утвержден центральный купол, больших размеров, чем барабаны и купол боковых глав, поставленных на углах здания. На барабанах глав — световые окна и аркатурно-колончатый пояс, окна храма украшены наличниками с кокошниками.

Строили Тихвинский храм Рождествен­ского монастыря крестьяне деревни Браташино братья Фаддей и Антон Тимо­феевы, по прозванию Смолины. Резной, золоченый трехъярусный иконостас вы­полнил крестьянин села Заозерья Угличского уезда Алексей Михайлович Бычков. Иконы в иконостас и настенные росписи создал штатный служитель Ярославского архиерейского дома Александр Михайло­вич Колчин. Церковь была построена на деньги мо­настыря и добровольных жертвователей. Основную часть средств обеспечил рос­товский купец Максим Михайлович Плешанов (1770–1858), известный ростов­ский благотворитель. Освящение Тихвинской церкви состоя­лось 7 сентября 1847.

В 1852 году к Тихвинской церкви с западной стороны пристроили двухэтажное здание, где на втором этаже по сторонам трапезной были освящены два придела: во имя святителя Николая и великомученицы Варвары и в честь Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Иконостасы в каждом приделе двухъярусные, по белому фону украшены позолоченной резьбой. Своды трапезной, поддерживаемые двумя четырехугольными столбами, украшены живописью, а стены покрашены светло-голубым цветом.

В 1899 году эти два придела Тихвинского храма были украшены настенной росписью иконописцем Николаем Михайловичем Софроновым, позолота иконостасов выполнена Василием Николаевичем Москалевым.

Храм во имя святителя Николая на Подозерке

photoyaroslavskaya_640x480_0624
Обиходные названия: Никола Крутая гора; Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь.

Храм святителя Николая находится ря­дом с Рождественским монастырем. Он стоит за западной стеной обители. Каменная двухпрестольная церковь была построена в 1751 г. на средства прихожан вместо старой деревянной. Основной объём храма — двухсветный одноглавый четверик с трапезной и ярусной колокольней. В храме есть придел Скорбященский. В 1930-х церковь была закрыта, сломаны завершения и колокольня. В 1998 г. храм возвращен верующим, в настоящее время восстановлен в прежних формах, освящен в 2004 г.

Предание относит основание храма во имя святителя Николая на Подозерье к домонгольскому периоду. Первоначально храм был деревянный, очевидно, за свою историю здание церкви неоднократно го­рело. Сохранилось краткое описание хра­ма в первой половине XVII века: «Храм Николы Чудотворца древян клецкий, а в храме Божие милосердие образ Николы Чудотворца на золоте». Из Никольского храма происходит Владимирская икона Пресвятой Богородицы, которую сегодня относят к числу ранних списков с чудотворной Владимирской иконы из Ростовского Успенского собора. Она датируется началом XVI века и выставлена в экспозиции Ростовского музея.

В 1744 году священник деревянного Ни­кольского храма отец Петр Андреев и ди­акон Григорий Никитин с прихожанами обратились к митрополиту Ростовскому и Ярославскому Арсению (Мацеевичу) за благословением на строительство камен­ного здания церкви. Деревянную Николь­скую церковь предусматривалось усту­пить приходу села Щугори Ростовского уезда. С благословения митрополита Арсения каменный Никольский храм с приделом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» начали стро­ить в 1745 году. Теплый придел в 1748 го­ду был освящен протопопом Успенского собора Григорием Ивановым, а строи­тельство основного храма завершили в 1751 году. 9 мая того года храм был освящен митрополитом Арсением. Летний Никольский и теплый Богородичный храмы были разделены стеклянной дверью.

В Никольском каменном храме «иконостас пятиярусный, современен строительству церкви, резной золоченый. Иконы, украшающие иконостас, отличной греческой живописи, соединяющей новый и древний вкус». В этом описании интерьера храма была особо отмечена одна икона: «За правым клиросом в резном киоте Владимирская икона Богоматери в серебряном окладе и позолоченном венце. Риза низана мелким жемчугом».

В ХIХ-начале XX века Никольский храм имел деревянную часовню, стоящую при дороге, напротив Рождественского монастыря.

В 1920-е годы Никольский храм был за­крыт. После возвращении Рождественской обители Русской Православной Церкви при наличии в монастыре двух храмов оказалось, что богослужения совершать негде. В 1999 году по просьбе игумении Павлы и сестер Никольский храм был пе­редан Богородице-Рождественской обите­ли. Трудно было узнать в том сооружении, которое получила обитель, храм XVIII века: от него остался один остов.

К концу 2003 года Никольский храм был не просто восстановлен, но, что сегодня очень важно, отреставрирован на научной основе, с соблюдением всех тре­бований по реставрации памятников ар­хитектуры.  Освящение Никольского храма в 2004 году было приурочено к празднованию Собора Пресвятой Богородицы (8 января), Небесной Покровительницы и Хозяйки обители.

Никольский храм украшает резной иконостас. В резных киотах — списки особо почитавшихся в прошлые века в Рождественской обители и Никольском храме икон: Тихвинской и Владимирской икон Божией Матери, иконы святителя Николая. На стенах храма — иконы святого патриарха Тихона и святого праведного Иоанна Кронштадтского, посещавших Богородице-Рождественскую обитель. Иконы написаны в иконописной мастерской при Московской духовной академии.

ikonostas_nikolskogo_hrama_rozdestvenskogo_monastyrya_800icon_tihvinskaya_rozdestvenskii_monastyr_640

В праздник Рождества Христова, 7 ян­варя 2005 года, в Никольском храме установлен ковчег с частицами мощей многих святых подвижников. Ковчег поставлен слева от алтаря, около Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. По количеству собранных святых мощей подвижников это редкостная святыня.

В первом верхнем ряду — частицы мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Игнатия Богоносца, благоверного князя Константина Муромского; преподобных Германа Соловецкого, Елеазара Анзерского, Серафима Саровского и Евфросинии Полоцкой.

Во втором ряду — преподобных Антипы Валаамского и Павла Фивейского, старцев Оптинских: Амвросия, Нектария, Анатолия, Льва, Макария, Исаакия, Моисея, Анатолия, Варсонофия, Илариона, Антония, преподобных Ионы Киевского, Илариона Троекуровского; святителей Ростовских Исаии и Игнатия; великомученика и целителя Пантелеймона; преподобных Саввы Сторожевского и Варнавы Гефсиманского.

В третьем ряду — преподобных Максима Грека и Никиты Столпника; земля из склепов преподобных Александры Первоначальницы, Марфы и Елены, сестер Дивеевских; частицы святых мощей Вифлеемских младенцев, от Ирода избиенных; частицы от гроба великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, частицы мощей мученицы Татианы и мученика Евпсихия, частицы честного древа Животворящего Креста Господня и Мамврийского дуба, а также листок эвкалипта с реки Иордан.

Появление такой святыни в Рождест­венской обители — большой духовный пра­здник всей Ярославской епархии, и 11 ян­варя, в день памяти мучеников 14-ти тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, правящий архиерей епархии архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл совершил богослужение в Никольском храме Рождественского монастыря.

Небесная помощь стольких угодников Божиих, ставших Небесными покровителями возрождающейся обители, утверждает веру сестер, умножает их силы в их трудах по восстановлению древней обители посреди бушующего в страстях мира. Каждую среду у ковчега с частицами святых мощей совершается молебен с чтением акафиста Всем святым. Многие жители города, узнав о появлении в Рождественской обители новой святыни, приходят к ней с верой и молитвой, и звучат в их сердцах слова, вырезанные на крышке ковчега: «Все святые, молите Бога о нас».