Пресвятая Богородица

Дни памяти: 4 декабря — Введение во Храм Пресвятой Богородицы, 8 января – Собор Пресвятой Богородицы, 2 февраля — Сретение (Очищение Марии), 25 марта — Благовещение, 31 мая — Посещение Марией Елизаветы, 28 августа — Успение Богоматери, 21 сентября — Рождество Богородицы, 14 октября Покров пресвятой Богородицы, 8 декабря — Непорочное зачатие Девы Марии.

Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Священном Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Ряд значимых обстоятельств ее жизни доносит до нас Церковное Предание.

Родителями Пресвятой Девы были благочестивые Иоаким, происходивший из царского рода, и Анна — из рода первосвященнического. Пресвятая Дева была единственное их дитя, рожденное ими в преклонных летах, по особому обетованию Божию.

Когда Богородица достигла 3-летнего возраста, Иоаким и Анна решили, что настала пора привести Марию в храм. К 12 годам она дала обет безбрачия, и для нее нашли супруга – Иосифа, который стал хранителем Ее девства. Богородица поселилась в его доме в Назарете. Вскоре наступил момент Благовещения. Бог послал к Пречистой Деве архангела Гавриила, дабы он возвестил ей о скором Рождестве от нее Господа.

Когда Иосиф и Мария приехали в Вифлием для участия в переписи населения, там и родился Иисус Христос. Вскоре Святое Семейство было вынуждено покинуть Палестину и долгое время провести в Египте.

По возвращении в Палестину Святое Семейство вновь поселилось в Назарете. По преданию, Богородица занималась рукоделием, учила грамоте местных детей. Достигнув совершеннолетия, Иисус взял инструмент почившего к этому времени отчима и стал добывать на пропитание Себе и матери. Так прошло более десяти лет, пока Он не вышел на проповедь. После выхода на общественное служение ее Сына, Пречистая присоединилась к числу женщин-учениц, следовавших за Христом вместе с апостолами. Все трудности проповеди Пресвятая делила со Христом вплоть до того момента, когда Его арестовали, осудили на смерть и распяли на Голгофе. Как и прочие женщины, она ни на минуту не отошла от страждущего Сына в часы крестных мук и в минуту смерти. По Преданию, она же была и среди мироносиц, первыми получивших радостную весть о Светлом Христовом Воскресении. Присутствовала она и тогда, когда Господь окончательно покинул землю и вознесся в небесную славу.

Предание рассказывает, что оставшиеся годы своей земной жизни она провела с апостолом Иоанном Зеведеевым — любимым учеником Иисуса, которому Тот незадолго до кончины на кресте поручил всячески заботиться о ней как о родной матери. Большую часть времени Мария и Иоанн прожили в Иерусалиме. Вторым родным городом для них стал Эфес, где подолгу бывал апостол. Несмотря на уже немолодой возраст, Пречистая продолжала проповедовать, утешать, наставлять, поддерживать и помогать всем, кто приходил к ней. Успение Богоматери произошло во второй половине первого столетия.

Житие Свт. Николая Чудотворца

Святитель Николай жил в 4 веке и был архиепископом в Малой Азии, в Ликийском городе Миры. Родился он в г. Патары и еще в юных летах был отдан на служение Богу под руководством своего дяди епископа Патарского. Дядя возвел его в сан священника. При посвящении епископ в пророческом духе сказал, что он будет великим пастырем, приведет к истине многих заблудших и даст утешение всем скорбящим. Так и было. По смерти своих родителей он раздал все свое имение бедным.

Свт. Николай поселился было в одном монастыре, в Палестине, но однажды ночью, стоя на молитве, услышал голос:»Николай, пойди во всенародный подвиг, если хочешь получить от Меня венец». Тут он понял, что Господь требует от него не уединенного монашеского служения, и отправился в Миры. В это время здесь избирали нового епископа, и избиравшие, не зная, кого избрать, молили Бога, чтобы Он Сам указал достойного. тогда одному из епископов сказано было во сне, чтобы он стал у дверей церковных и наблюдал : человек по имени Николай, который первым войдет в церковь, и есть избранник Божий. Свт. Николай, прибыв в Миры, на другой день утром пошел в церковь и первым вошел в нее. Епископ узнал в нем избранника Божия, и собор архипастырей поставил его в епископы г. Миры, хотя он и отказывался. Сделавшись епископом, свт. Николай посвятил все свои труды на благо паствы: всех принимал с отеческой любовью, выслушивал прошения и жалобы и твердо защищал невинно гонимых. Во время Диоклетианова гонения его заключили в темницу, и здесь он утешал всех узников. С воцарением Константина Великого был возвращен своей пастве. Свт. Николай присутствовал на 1 Вселенском Соборе против Ария. Святитель Николай умер в глубокой старости, и мощи его были положены в соборной Мирской церкви. Совершив много чудес при жизни, он не переставал совершать их и по смерти, особенно при раке своих мощей. Имя его сделалось известным всей Церкви, и его наименовали Чудотворцем.

Житие великомученицы Варвары

Святая великомученица Варвара жила в 3 веке в финикийском городе Илиополе. Рано лишилась матери. Отец ее, богатый и знатный язычник Диоскор, всю свою любовь перенес на нее. Он построил для Варвары особый дом, чтобы никто из простых людей не мог видеть ее, и окружил ее надежными надзирательницами и служанками. Св. Варвара любила созерцать красоту мира и начала размышлять так:»Кто же сотворил такой прекрасный мир, и кто так премудро управляет им? Не боги же, которым служит мой отец и которые сами сделаны руками человеческими?» Когда Варвара достигла совершеннолетия, Диоскор хотел выдать ее замуж, но она начала отказываться, потому что только о том и думала, того и желала, чтобы узнать ближе Бога, Создателя Вселенной, и ее не занимали удовольствия и мирские блага. Тем временем св. Варвара познакомилась с девушками-христианками и крестилась. Решившись посвятить себя Богу, она начала строго поститься и много молиться. Отец, увидев все это, разгневался на дочь, а она стала убеждать и его самого принять христианскую веру. Диоскор бил Св.Варвару и, представив к правителю области Мартину, сказал:»Если она не обратиться к нашим богам, то она мне не дочь, и я ей не отец. Суди ее как изменницу отечественной вере». Правитель жестоко избил Варвару и заключил в темницу. Здесь явился ей Господь и исцелил ее. Правитель велел снова мучить ее и осудил на смерть. Св. Варвара, идя на смерть, молилась Богу, чтобы Он избавил от внезапной смерти тех, которые будут вспоминать ее и ее страдания, и был ей голос с неба, обещавший исполнить прошение ее. Сам отец отсек голову Варваре. Некий благочестивый муж похоронил ее мощи и построил над ними церковь. Впоследствии мощи СВ.вмц. Варвары были перенесены в Константинополь, а потом в 11 веке в Киев. Часть мощей- палец- хранится в Москве в церкви имени святой мученицы, на Варварке. Часть мощей св. Варвары есть на Афоне.

Кондак

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

В праздники Богородичные

Тропарь

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и Едину надежду имамы.

Кондак

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Преподобный Сергий Радонежский

Дни памяти: 18 июля — обретение мощей (1422), 8 октября – преставление (1392).

Великий молитвенник земли Русской родился 3 мая в 1314 или 1319 году в селе Варницы (под Ростовом Великим) от благочестивых и знатных родителей — бояр Кирилла и Марии.

Еще во чреве матери будущий подвижник трижды возгласил в церкви во время литургии, славя Святую Троицу. С первых дней жизни младенец явился строгим постником: по средам и пятницам не пил материнского молока: мяса он не ел всю жизнь. При крещении он был наречен Варфоломеем. Когда ему исполнилось семь пет, родители отдали мальчика учиться грамоте, но она не давалась ему, пока он не встретил однажды ангела в образе незнакомого старца, который помолился и благословил его. С тех пор он стал легко учиться и погрузился в изучение Божественных книг. Он не любил детских игр, не любил шуметь и смеяться, а любил молиться и ходить в церковь. Он ел один только хлеб и воду, а по средам и пятницам не ел ничего, так что все удивлялись такому воздержанию и благочестию отрока.

В 1328 году родители Варфоломея переселились в Радонеж, где будущий святой продолжал свои молитвенные подвиги. После смерти родителей Варфоломей ушел в Хотьково-Покровский монастырь, где был иноком его брат Стефан. Они вместе ушли в глухой Радонежский бор, где стали вести самую строгую монашескую жизнь, основали пустынь на берегу реки Кончуры и построили деревянную церковь во имя Св. Троицы. Стефан скоро покинул Варфоломея, принявшего 7 окт. 1337 года постриг с именем Сергий. Число иноков стало быстро увеличиваться, и таким образом основалась обитель. Первым игуменом нового монастыря был Митрофан, а вторым — Сергий.

В 1354 году еп. Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрасталась и становилась богатым монастырем. Константинопольский патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял прп. Сергия за его подвижничество и дал совет ввести строгое общинножитие. Преподобный последовал этому совету и с благословения митрополита Алексия ввел общинножительный устав.

Прп. Сергий умел действовать “тихими и кроткими словами” на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец воодушевил кн. Димитрия, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же служил панихиды. В 1389 году Димитрий Донской пригласил св. Сергия скрепить духовное завещание, узаконявшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Преподобный Сергий сподобился великих даров Божиих. Всегда, когда он совершал литургию, вместе с ним служил ангел.

Однажды во время литургии ученик его Симон увидел, что по святому престолу носится огонь, озаряя алтарь и окружая служащего Сергия, так что святой был объят пламенем с головы до ног. А когда преподобный приступил к принятию Христовых Тайн, огонь поднялся и, свившись как бы в некую дивную пелену, погрузился в святую чашу. Множество чудес совершалось по его молитвам: он наставлял заблудших, воскрешал мертвых, и все, с верою к нему приходящие, какими бы ни страдали болезнями, получали телесное здоровье. Однажды ночью блаженный Сергий стоял перед иконою Пречистой Богородицы и, глядя на святой лик Ее, молился: “Пречистая Матерь Господа нашего Иисуса Христа, заступница и крепкая помощница человеческому роду, будь ходатаицей за нас недостойных, молися всегда Твоему Сыну и Богу нашему, да призрит на святое сие место. Тебя, Матерь сладчайшего Христа, призываем на помощь рабы Твои, ибо Ты для всех пристанище и надежда”. Внезапно послышался голос: “Се грядет Пречистая”. Святой вышел из кельи, и здесь осиял его великий свет ярче солнечного сияния, и он сподобился узреть Пречистую, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Необычайный блеск окружал Богоматерь.

Не вынося неземного сияния, святой пал ниц. Пречистая же прикоснулась к нему и сказала: “Не ужасайся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя, ибо услышаны твои молитвы об учениках. Не скорби больше об обители своей: отныне она будет иметь изобилие во всем не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего”.

Кроме Троице-Сергиева монастыря преподобный основал еще несколько обителей. Многие благочестивые мужи просияли славою в его обители, многие из них были поставлены на игуменство в другие монастыри, а иные стали архиереями: его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси. Прп. Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 году он был причислен к лику святых. И по сие время подает он помощь притекающим с молитвой к его мощам, покоящимся в Троице-Сергиевой Лавре.

Тропарь

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися, мужески в пустыню вселился еси и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси. Тем быв Троице вселение, чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою, и исцеления всем подай обильно. Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Преподобный Алексий, Человек Божий

День памяти: 30 марта (411).

В «Житиях святых» святителя Димитрия Ростовского рассказывается, что во времена императоров Аркадия и Гонория (нач. V в.) у богатого римского патриция Евфимиана и его жены Аглаиды родился сын Алексий. В свадебную ночь он оставил невесту и бежал из дома. Добравшись до Эдеcсы, Алексий поселился на паперти храма Богородицы, где провел 17 лет. Однажды чудесный голос, исходивший от образа Богоматери, указал на Алексия пономарю церкви, где подвизался святой, повелев ввести в храм «человека Божия, достойного Царствия Небесного». Желая избежать почестей, преподобный отправился в плавание и оказался в Риме. Проведя в родном доме под видом нищего 17 лет, Алексий скончался, оставив описание своей жизни. Честные мощи Алексий по приказу императора были перенесены для поклонения в храм св. Петра, и от них начались чудесные исцеления. На 7 день тело святого поместили в драгоценную раку, тотчас же наполнившуюся целебным миром.

Тропари

Возвысився на добродетель и ум очистив, к Желанному и Крайнему достигл еси, безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестью чистою, в молитвах, яко бесплотен, пребывая, возсиял еси, яко солнце, в мире, преблаженне Алексие.

Яко чистоты светильник пресветел показался, дивный Алексие, ибо тленный чертог на нетленное Божие Царствие пременив, яко целомудрия делатель преизряден. Сего ради предстояши Господеви, всех Царю. Егоже моли даровати нам мир и велию милость.

Кондак

Дом родителей твоих, яко чужд, имев, водворился еси в ним нищеобразно и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси, Алексие, человече Божий, Ангелом и человеком радование.

Святитель Димитрий Ростовский

Дни памяти: 5 июня (Ростовских святых), 1 августа (1709), 4 октября – обретение мощей (1752), 10 ноября (1709).

Святитель Димитрий, в мире Диниил, родился в декабре 1651 года в селе Макарове, находящемся в сорока верстах от Киева. Отец его, Савва Григорьевич Туптало, из простых казаков дослужился до звания сотника и остаток дней своих посвятил служению Церкви, приняв на себя обязанности ктитора Кирилловской обители. И он, и супруга его Мария Михайловна были благочестивыми людьми.

Когда Даниилу исполнилось 11 лет, родители отправили его в Киевское Братское училище, где он учился три года. На восемнадцатом году своей жизни он поселился в Киевском Кирилловском монастыре, где принял постриг в 1668 году. В 1675 году Димитрий становится священником, и получает назначение в Чернигов. Здесь ярко проявился его талант проповедника. Слава о нем быстро разнеслась по Малороссии и Литве, и обитель за обителью стали приглашать святителя к себе, чтобы воспользоваться его красноречивым назиданием.

После 1677 года святитель Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям. В 1681 года он становится игуменом Максаковскаго Преображенскаго монастыря, затем, спустя год, Николаевской Батуринской обители. Спустя три года Димитрий согласился на просьбу архимандрита Киево-Печерской лавры Варлаама Ясенского переселиться в Киевскую Лавру и принять на себя труд составления Житий Святых. Этот труд был тем более необходим, что вследствие татарских набегов, литовских и польских разорений, церковь лишилась многих драгоценных духовных книг и жизнеописаний святых. Первая книга Миней-Четьих была напечатана в 1689 году. Весь же труд по описанию житий святых растянулся на 20 лет. За эти годы святитель Димитрий руководил Перо-Павловской обителью близ города Глухова и Киевским Кирилловым монастырем, был посвящен в архимандрита Черниговскаго Елецкаго Успенскаго монастыря. Последней обителью, оторой он управлял, был Спасский Новгород-Северский монастырь. Здесь он окончил третью четверть Миней-Четьих, которая была напечатана в январе 1700 года.

В том же 1700 году император Петр Великий поручил Киевскому митрополиту Варлааму «поискать из архимандритов или игуменов, или других иноков, добраго, и ученаго, и благонепорочнаго жития, которому бы в Тобольске быть митрополитом, и мог бы Божнею милостию проповедовать в Китае и в Сибири, в слепоте идолослужения к других невежествиях закоснелых человек приводить в познание и служение и поклонение истиннаго Живаго Бога». Выбор пал на святителя Димитрия, в 1701 году он становится митрополитом Тобольским и всей Сибири. Высокая честь была не по сердцу Димитрию. Сибирь страна далекая, а у святого Димитрия было занятие, которое начал он в Киеве и мог продолжать только там, где сосредоточено было тогда просвещение, а не в глухой Сибири. От этой тревожных дум Димитрий слег в постель. Петр, узнав причину его болезни, разрешил остаться на время в Москве, в ожидании ближайшей епархии. Вакансия на такую епархию вскоре открылась: скончался Ростовский митрополит Иоасаф, и святый Димитрий 4 января 1702 года был назначен его преемником.

Приехав в Ростов, святой Димитрий обнаружил множество недостатков в среде духовенства. Осознавая, что наиболее действительным средством для искоренения их служит доброе учение и воспитание, он открыл при своем архиерейском доме училище.

В сентябре 1705 года была напечатана последняя часть Житий святых. До самой своей смерти стятитель Димитрий продолжал заниматься просветительской деятельностью. Скончался святитель в 1709 году и был похороен в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. В сентябре 1752 года там были обретены его мощи. 22 апреля 1757 г. Димитрий причислен к лику святых.

Тропарь

Православия ревнителю и раскола искоренителию, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси, цевнице духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак

Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, ублажим златословеснаго учителя Димитрия: той бо всем вся написа, яже к наставлению, да всех приобрящет, якоже Павел, Христу и спасет правоверием души наша.

При подготовке текстов использованы материалы azbyka.ru, pravenc.ru, hotkovo.net.ru, foma.ru, rostov-monastir.ru.